Паяльник для автомобиля на 12 В Февраль 3, 2014
Паяльник, рассчитанный на 12 Вольт от вашего родного автоконя можно сделать за час-два, который может очень сгодится в хозяйстве домашнего мастера. Основой нагревательного элемента ему послужит… вы не поверите — резистор ПЭВ-10 или ПЭВ-7,5!
Данная конструкция является всего лишь примером, и полет фантазии очумелых ручек здесь неограничен. Главное здесь, иметь два медных стержня разных диаметров и сам резистор ПЭВ.
В самом деле, ведь окажись вы не в гараже, а понадобится что-то припаять в каком-нибудь девайсе вашей машины, ведь 220 вольт у вас не будет под рукой. Так что такой самодельный паяльник, сделанный своими руками за час, очень даже может выручить вас в такой ситуации. А ежели у вас завалялся мощный старый трансформатор с 12-ю вольтовым выходом, так ведь сей чудо-паяльник сгодится еще и дома!
Резисторы ПЭВ
Вот такие резисторы бывают большой мощности. Помню, на заводе когда работал радиомонтажником, паяльники у нас были на 36 вольт и регулировались они тогда примитивным способом: через последовательное включение в их цепь питания таких вот огромных резисторов, подобных этим, но только с цилиндрическим регулированием. Для этого использовались резисторы типа ППГ-25Г. При уменьшении температуры часть энергии рассеивалась на этом резисторе, а учитывая, что паяльники у нас были на 40 Ватт, грелись эти резисторы ой-ой-ой.
Вот же русская смекалка! В самом деле: резисторы из керамики, рассчитаны на громадные нагревы (знаю, говорю вам как практик), сделаны прочно, надежно — вполне можно применить его как нагревательный элемент паяльника. Цифра в названии означает мощность резистора, если не догадались.
Конструкция самодельного паяльника
Что ж, теперь остается только закрепить внутри резистора ПЭВ-10 (ПЭВ-7,5) жало для паяльника, а к его выводам приделать ручку. А, как я упомянул, выводы, как всё прочее в данных резисторах сделаны на века — фиг оторвешь!
Вот таким примерно макаром делается жало вкупе с телом, передающим нагрев, из двух медных стержней, вставляемые внутрь резистора.
В большом стержне просверливается углубления с двух сторон: для самого жала и для крепежного болта. Затем нарезается в них резьба. Резьба нарезается и на жале будущего паяльника.
На большом стержне нужно сделать канавку для стопорного стального колечка, затем его надеть.
После чего конструкция жала и нагревательного элемента паяльника собираются вместе.
Хе-хе, дешево и сердито! 🙂 Похоже? Hände hoch!
От себя добавлю, что после сборки резистор можно обмотать асбестовым шнуром для уменьшения потерь тепла.
Рукоятку автор сделал из двух одинаковых половин текстолитовой пластины. Подойдет материал толщиной 3-5 мм. В пластинах проделываются бороздки под питающий провод.
Немного слабое место паяльника — контакты резистора. Они сделаны не из стали, а из меди, к сожалению. Поэтому обладают известной гибкостью, об этом говорит и автор конструкции. Так что при пайке сильно чур не давить! Но при желании и умении, можно усилить крепление, надев две круглые зажимные скобки поверх резистора в области контактов, зажимая скобками сам резистор таким образом. И уже их концы привинчивать к пластинам. Скобки можно уплотнить фторопластовой лентой.
Ну и готовая конструкция!
Сопротивление резистора ПЭВ для паяльника
Для паяльника на 40 Вт, работающего от автомобильного аккумулятора, сопротивление резистора должно быть около 5,1 Ом (на нём будет выделяться мощность около 30 Вт). Это с учётом сопротивления проводов (примерно 1 Ом). При таком сопротивлении паяльник нормально разогрет, если напряжение аккумулятора выше 12 В. и не перегревается при максимальном (14,4 В).
Если паяльник предполагается подключать через автоматический терморегулятор (с термоэлементом, установленным на жале), то сопротивление резистора можно уменьшить до 3,6…4,7 Ом. Тогда и нагреваться он будет быстрее — не 2…3 минуты, а всего секунд 40. А к перегрузкам по току отечественные ПЭВ’ы практически нечувствительны. Для других питающих напряжений сопротивление резистора должно быть другим, как видно из таблицы.
Таблица сопротивлений для нагревательных резисторов ПЭВ
Напряжение питания, В: | Оптимальное сопротивление, Ом: | |
Без регулятора температуры | С регулятором температуры | |
6,3 | 1,5 | 0,82 |
12,6 | 5,1 | 3,6 |
15 | 7,5 | 5,1 |
24 | 20 | 13 |
36 | 43 | 27 |
48 | 75 | 51 |
63 | 130 | 91 |
60 | 220 | 150 |
100 | 330 | 220 |
127 | 510 | 360 |
200 | 1300 | 910 |
220 | 1600 | 110 |
240 | 2000 | 1300 |
Вы еще не видели мой электромагнитный маятник?

Нашли ошибку в тексте? ![]() Спасибо за помощь! |
Наиль
А какое сопротивление резистора? И не по теме,а про картинку — это МП-40,но не «Шмайссер»,а «Эрма»(«Эрма Ваффенфабрик») конструктор Ханно Фольмер.
Станислав
Блин!… Вот же я старый осёл! 🙂 Спасибо, дорогой! Нашел целую табличку и добавил.
По автомату вы тоже правы: Конструктор: Гайпель, Бертольд Фольмер, Генрих
Взял инфу и картинку из блога, впредь буду в Вики проверять.
Максим
Отличный паяльник получился! Теперь буду видеть в каждом таком резисторе потенциальный паяльник =). Незаменимая вещь в машине – сразу отпадает потребность в удлинителях и выкручиваний для того, что бы запитать паяльник от 220 вольт. Хорошо бы его увидеть в деле. Пайка радиодеталей это одно, а толстые медные автомобильные провода другое. Будет время проверю на практике. Спасибо за информацию! Успехов!
Станислав
Спасибо и вам, Максим, за отзыв! Желаю успешной сборки! Будет желание, можете зайти и отписаться потом. Будут ваши фотки, я добавлю в статью вместе с вашим отзывом. 🙂
Максим
Резистор нашел! Рассказал о вашей статье моему коллеге. Он сделал большие удивленные глаза и тоже заинтересовался. Сейчас нужно найти подходящий медный стержень и последовать описанной вами инструкции по сборке. О результатах отпишусь.
Kolobokk
Ещё один авторский проект, но для мелких работ.
.
Описание конструкции паяльника:
http://oldoctober.com/ru/soldering_iron/
.
Описание нагревательного элемента:
http://oldoctober.com/ru/heating_coil/
.
Иван
А можно использовать ПЭВ-150579 ?
Эдуард
конечно это классно!Но сейчас везде продаются инверторы 12\220,так что просто тупо втыкаем паяльник в гнездо инвертора и пользуемся.да и паяльники сейчас готовые есть на 12 вольт
Алексей
У меня паяльник на резисторе пэв 10 неплохо работал и от 220 вольт
Алексей
У меня паяльник на резисторе пэв 10 неплохо работал и от 220 вольт
Smelter2
Резистор на 1500 Ом — хороший паяльник для переменного напряжения 230 В (~30 Вт) 😉